Posted on

Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанных НАО «Холдинг «Кәсіпқор» основе модульно-компетентностного подхода

«Наша задача — изменить отношение казахстанцев

 и, впервую очередь молодежи, к образованности,

к интеллекту,служению Родине и народу.

Нам необходимо создать ядро национального

интеллекта, нам нужны эрудированные люди,

способныеконкурировать на международном уровне».

 

Из обращения Президента к студентам

КазНУ им.Аль-Фараби в октябре 2011 года

 

 

Современная реальность жизни такова, что любой успех человека – личностный или профессиональный – основывается на умении доказать свою компетентность в той или иной сфере трудовой деятельности.

Обновление профессиональных стандартов по актуальным для рынка труда специальностям и внедрение инновационных технологий в производство ставит перед системой технического и профессионального образования Казахстана (далее – ТиПО) серьезную задачу – оперативно реагировать на конъюнктуру рынка труда и требования работодателей, подготавливать специалистов, отвечающих мировым стандартам.

Данная проблема не прошла мимо нас – преподавателей Гуманитарного колледжа города Астаны, осуществляющих подготовку педагогических кадров для организаций образования всех форм собственности.

Для достижения поставленных перед организациями ТиПО целей, НАО «Холдинг «Кәсіпкөр» проводит курсы для инженерно-педагогических работников организаций ТиПО в соответствии с международными требованиями.

Программа курсового обучения содержала методику реализации новых образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода.

Скажем прямо, не всегда, курсы повышения квалификации, которые предлагались разными организациями были актуальными и востребованными.

НАО «Холдинг «Кәсіпкөр» организовало и провело курсы, содержание которых отвечало последним реформам в системе образования Республики Казахстан и полностью соответствовало нашим ожиданиям.

Предложенная внештатным тренером НАО «Холдинг «Кәсіпкөр» Шабдановой Мейрамхан Амантаевной программа обучения, позволила нашим преподавателям в кратчайшие сроки не только осознать важность проблемы перехода на модульное обучение, но и самим участвовать в разработке программ по специальным дисциплинам на основе компетентностного подхода. Изменения в методике преподавания специальных предметов, связанные с внедрением в учебный процесс модульной технологии, меняет не только содержание обучения, но и способы преподавания, ориентированные на развитие личности студента и создание благоприятных условий для её становления.

Слушатели курсов повышения квалификации поняли главное – модульный подход в учебном процессе тесно взаимосвязан с крайне актуальной задачей современного образования в Республике Казахстан – перестройкой и адаптацией сознания студентов к современным реалиям, развитие у них навыков самообразования и практико-ориентированного использования полученных знаний.

Перспективность модульной технологии в том, что в колледже воспитывается высокообразованная и эстетически развитая личность, востребованный и конкурентоспособный специалист.

Внедряемая в систему ТиПО технология модульного обучения несет много позитивного в вопросах трудоустройства наших студентов, помогает в значительной степени решить проблему безработицы. Имея одну и более трудовых квалификаций человеку нет необходимости обучаться в течении нескольких лет и проходить длительную переподготовку для получения квалификации по другой специальности. Он освоит эту квалификацию в более сжатые сроки и получит работу.

Модульная технология обучения, это – гибкая система, позволяющая обеспечить непрерывность образования, его доступность, а главное и преподаватель, и студент четко ориентированы на результат обучения.

Касательно учебного материала – в обучении на основе модульного подхода он рассматривается как структура, которая состоит из завершенных элементов. Разделы переменной части учебного материала достаточно независимы друг от друга и позволяют быстро изменять и дополнять учебный материал каждого раздела, что позволяет быстро обучать видам деятельности и способам действий. Структура модульной программы, при правильном построении, обеспечивает возможность адаптации и освоения студентами содержания обучения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Оперативные знания приобретаются тогда, когда студенты в ходе самостоятельной деятельности используют имеющиеся знания и проявляют их в ситуациях, отличных от тех, в которых они приобретались. Информация, сопровождающая учебный материал должна быть направлена на усвоение содержания обучения.

В процессе модульно-компетентностного подхода преподаватель играет консультативно-координирующую роль. Функция управления познавательной деятельностью передается студенту и выражается как функция самоуправления. Но самое главное – критерии оценивания делают процесс обучения прозрачным и понятным для всех участников учебного процесса: преподавателям, администрации, студентам и родителям. Необходимо обязательно проводить: входную диагностику, самоконтроль, взаимоконтроль и выходной контроль.

Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методические руководства для студентов и систему оценивания.

Ключевые элементы модульного обучения, которые мы научились выделять в практической деятельности при составлении рабочих учебных программ:

— четкая структуризация содержания обучения;

— законченность и относительная самостоятельность блоков содержания;

— наличие визуального представленного методического руководства для каждого студента;

— индивидуальная скорость работы с учебным материалом;

— контроль усвоения каждой порции учебного материала каждым студентом.

Нас удовлетворили результаты творческих проектов, которые, конечно, требовали дополнительной доработки, но основные моменты были нами усвоены четко – это ориентация на компетентностный подход в модульном обучении.

1

Качественную работу нашей группы обеспечил индивидуально-ориентированный подход нашего тренера к каждому из слушателей, так как в группе работали преподаватели разных дисциплин, с разной административно-педагогической подготовкой.

Все, о чем я рассказала в этой статье, было доказано мной и слушателями курсов повышения квалификации в ходе творческой защиты своих проектов.

Можно смело утверждать, что курсы НАО «Холдинг «Кәсіпкөр», проведенные для преподавателей Гуманитарного колледжа города Астаны своей цели достигли и отвечали тенденциям интеллектуального рынка в современном обществе.

2

Слушатели нашей группы пришли к выводу – учебный процесс в организациях ТиПО должен основываться на модульно-компетентностном подходе, так как это – первый и главный шаг к формированию и подготовке квалифицированного и конкурентоспособного специалиста.

 

 

Кожахметова Раушан Тохтаровна –

преподаватель специальных дисциплин

ГККП «Гуманитарный колледж» г.Астаны