Posted on

Движение WorldSkills Kazakhstan: устремленность в будущее

Сегодня завершилась работа дискуссионных площадок секционного заседания системы ТиПО в рамках Республиканской августовской конференции педагогических работников. Один из весомых мировых трендов оказался в центре внимания тематической площадки №6 «Платформа WorldSkills Kazakhstan – основа для развития компетенций и профессионализма в системе ТиПО».
Ее участниками стали представители Министерства образования и науки, НАО «Talap», зарубежные партнеры, руководители организаций технического и профессионального, послесреднего образования, эксперты WorldSkills Kazakhstan, члены ГА WSK, социальные партнеры и работодатели.
Дискуссионную площадку открыл и вел в качестве модератора директор департамента развития движения WorldSkills НАО «Talap» С.М.Татибеков. Отметив, что движение занимает особое место в отечественной системе технического и профессионального образования, он поблагодарил всех стейкхолдеров, педагогов, партнеров за проделанную огромную и самоотверженную работу, которая позволила в прошедшем учебном году достичь значимых результатов в развитии движения WorldSkills. Тем не менее в этом направлении еще предстоит проделать объемную работу.

Перед участниками дискуссионной площадки выступила президент НАО НАО «Talap» С.С.Курманбекова.
Как отметила Слушаш Сатбековна, присоединение Казахстана к движению WorldSkills стало основой для пересмотра национальной системы подготовки кадров техническим и профессиональным образованием. Участие в международных чемпионатах дало возможность изучить актуальные мировые тренды в подготовке кадров, а также оценить конкурентоспособность отечественной системы ТиПО.
Сегодня со стороны Правительства Республики Казахстан оказывается поддержка, ежегодно увеличивается объем финансирование для развития движения WorlSkills в Казахстане. Создан Попечительский совет WorldSkills Kazakhstan. Это консультативно-совещательный орган при Правительстве. Одной из задач является вовлечение бизнеса в движение WorlSkills.
Для повышения рейтинга Казахстана на международной арене среди стран-участниц WorldSkills International организовывается участие сборной Казахстана в международных чемпионатах WorldSkills.
По словам спикера, был подготовлен анализ выступления Казахстана в международных чемпионатах за 2017-2019 годы, которые направлены управлениям образования регионов. Как показывает анализ, нам еще предстоит определенная работа для улучшения результативности на «Олимпиаде рабочих рук». В первую очередь нам всем необходимо усилить работу по подготовке конкурсантов для участия в международных чемпионатах.
Также инструменты WorldSkills должны быть внедрены колледжами для дальнейшего развития системы ТиПО.
В преддверии начала учебного года все стейкхолдеры и экспертное сообщество движения WorldSkills должны обратить внимание на качественную подготовку конкурсантов к чемпионатам WorldSkills, в том числе их психологическую, физическую и языковую подготовку, на изучение международного опыта проведения чемпионатов WorldSkills, в том числе по вопросам разработки конкурсных заданий и судейства, а также на распространение положительного опыта, в том числе с использованием «каскадного метода обучения».
Думаю, что, развивая движение WorldSkills в Казахстане, мы повышаем престиж рабочих профессий, способствуем улучшению системы ТиПО нашей страны путем интеграции лучших практик. Мы хотим, чтобы наши выпускники были готовы к трансформации и адаптированы к новым условиям современного мира, подчеркнула в завершение С.Курманбекова.
Предваряя следующее выступление, модератор упомянул о компании DMG MORI, которая является глобальным партнером WSI и одним из мировых ведущих производителей металлорежущих станков. Кроме того, она — партнер WorldSkills Kazakhstan. С 2018 года компания DMG MORI оказывает большую помощь WorldSkills Kazakhstan в организации и проведении республиканских чемпионатов.
Руководитель академии «DMG MORI» (Россия), международный эксперт WorldSkills и главный эксперт мирового чемпионата «WorldSkills Shanghai 2021» И.Г.Тонких рассказал о подготовке специалистов будущего для машиностроительной отрасли по стандартам WorldSkills.
Как отметил спикер, в нынешнем динамичном мире современные передовые технологии, едва появившись, тут же попадают непосредственно на рынок, причем попадают как в промышленность, так и в образование. WorldSkills в данном случае является отличным индикатором, предоставляющим участникам образовательного процесса возможность оценить тех, кого они подготовили, и понять, насколько эти кадры актуальны для промышленности. Тем самым выстраивается важный мостик, который позволяет правильно и своевременно обновлять образовательные стандарты, причем делать это на мировом уровне. При этом учебные заведения понимают, как именно нужно готовить кадры, а преподаватели – как повышать свою квалификацию. Задачи предприятий просты: снизить себестоимость выпускаемой продукции, повысить качество продукции и производительность труда. Мы же с вами занимаемся повышением уровня знаний, навыков и умений специалистов предприятия. Промышленная компания «DMG MORI» производит современные станки, а вот знания и умения, позволяющие правильно пользоваться ими, грамотно обслуживать – это как раз те задачи, которые мы хотим освоить совместно с вами, с учебными заведениями. Наша академия является в этом плане помощником компании. А для этого надо содействовать развитию учебных заведений, консультировать и помогать им в подготовке нужных специалистов.
Совместная цель образования состоит из трех этапов: это образование, которое дает колледж, включая обучение и практику, это предприятие, в том числе работа и обучение, а также дополнительное образование, включающее в себя работу и обучение на протяжении всей жизни. Любой специалист, который отучился в колледже либо получил дополнительную квалификацию на заводе, через некоторое время будет терять навыки, даже не в силу того, что стал хуже работать, а в связи с тем, что современные технологии быстро меняются, появляются новые станки, новые системы управления, появляются роботы. Да и вообще мы сейчас живем в мире цифровизации. И WorldSkills как раз поможет создать хорошую модель практической оценки профессиональных знаний и навыков в соответствии с передовыми мировыми стандартами.
Что касается непосредственно учебных центров, как правило, такие центры открываются на территории учебных заведений, колледжей при активной поддержке предприятий. Потому что только предприятия в конечном счете знают, какого уровня специалиста необходимо им подготовить для того, чтобы выйти не только на текущий уровень производства, но и сразу же на уровень выше. Потому что предприятию необходимо выстраивать планы на 2, 3, 5 лет вперед, знать, как будет развиваться и откуда будут приходить современные кадры. WorldSkills является в этом случае необходимым механизмом. Я как эксперт вижу, что в мире очень активно используют этот механизм. Многие страны, и Казахстан в том числе, уделяют ему все больше внимания.
Спикер рассказал о том, как должен выглядеть современный учебный центр. Важное значение здесь, по его мнению, имеет материально-техническая база. Она должна состоять из современного оборудования, причем это должны быть не только высокотехнологичные станки, но и сопутствующая оснастка, режущий и измерительный инструмент. Необходимы укомплектованные классы с применением последних инноваций в технологии обучения работе на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). На этой базе должны быть организованы специальные курсы по подготовке операторов и преподавателей. Очень важный блок – подготовка преподавателей, обучение их новым методикам преподавания. Эти методики очень сильно изменились. Появляются новое оборудование с числовым программным управлением, различные симуляторы, а также гибкие методы, позволяющие решать проблему, которая будет появляться и в Казахстане: как допустить студентов к работе на сложном дорогостоящем оборудовании? Требуются учебники и поддержка методическими и экзаменационными материалами. При этом предприятие вместе с учебным центром участвует в разработке специализированных учебных программ.
Элементами успешного центра являются технологические консультации, практические занятия, повышение квалификации, обмен опытом, посещение профильных выставок.
Такие центры академия планирует создать и на базе некоторых колледжей в Казахстане.
Спикер рассказал об участии в некоторых перспективных проектах, таких, как создание в колледже промышленных сетей, «Цифровой фабрики», освоение компетенции «Аддитивные технологии», генеративного дизайна и т.д.
Он отметил активное развитие движения WorldSkills в Казахстане, представители которого, в частности, участвуют в различных чемпионатах. По его убеждению, сегодня WorldSkills открывает доступ к лучшим кадрам, их подготовке.
Модератор дискуссионной площадки С.Татибеков подчеркнул, что сегодня перед системой подготовки кадров стоит задача создания возможностей для раскрытия потенциала молодежи на основе современных образовательных решений в целях устойчивого развития общества.
Он привел слова Президента страны на третьем заседании Национального совета общественного доверия: «…Наша система профессиональной ориентации должна учитывать будущие потребности рынка труда в пределах 10-15 лет. Для этого необходимо полноценно внедрить «Атлас новых профессий и компетенций», в качестве компонента системы профессиональной ориентации».
В стратегическом плане, продолжил далее модератор, то есть в видении движения WorldSkills International до 2025 года, профориентации молодежи уделено особое внимание. Стоит также отметить, что с 2019 года в WorldSkills International существует отдельный блок для компетенций будущего: Future Skills.
В Казахстане компанией BTS Education под руководством Саясата Нурбека разрабатывается Атлас новых профессий по отраслям, который позволяет спрогнозировать профессии будущего с учетом экономики Казахстана.
О роли Атласа новых профессий и компетенций в развитии движения WorldSkills рассказал председатель подкомитета по развитию отраслевого движения Worldskills в корпоративном и промышленном секторе при Комитете развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса НПП «Атамекен», проектный менеджер BTS Education А.А.Кигизбаев.
По его словам, Атлас реализуется по 9 приоритетным секторам экономики: горно-металлургическая отрасль, добыча и переработка нефти, сельское хозяйство, транспорт и логистика, IT-технологии, машиностроение и металлы, туризм, энергетика, строительство и стройматериалы.
По результатам Атласа будет разработана Карта локализации новых, трансформирующихся и исчезающих профессий по 9 приоритетным секторам экономики. В эту Карту войдут ВУЗы и колледжи Казахстана, способные подготовить будущих востребованных специалистов.
К примеру, в программе локализации новых профессий будет предусмотрено распределение новых специальностей на подготовку в рамках обучения в колледже и (или) в ВУЗе. Среди них – мастер 3D-печати (2022 год), оператор логистического сканера (2025 — 2027 годы), оператор беспилотных летательных аппаратов контроля процессов добычи и геологоразведки (2025 год), IT-диспетчер (2025 год), оператор роботизированной горной техники (2028 год) и другие, которых будут готовить в колледжах. Причем уже сейчас ведутся работы по запуску программ обучения новым профессиям. Так, совместно с Хромтауским колледжем запущена работа по разработке программы «Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)».
Опытом проведения «WORLDSKILLS TURKESTAN — 2020» и его итогами поделился руководитель управления развития человеческого потенциала Туркестанской области Р.К. Жолаев. Масштабное мероприятие прошло на базе 14 колледжей, в нем приняли участие 320 конкурсантов-студентов из 46 колледжей, а также 120 волонтеров. В онлайн формате чемпионат посмотрели более 2,5 тысячи человек.
Об основных направлениях WorldSkills Kazakhstan и вызовах в современных условиях на основе заседаний WSI рассказал технический делегат от Казахстана, главный менеджер НАО «Талап» Е.Ж.Омаров.
Коммерческий директор «TKR Holding» А.А.Шанькин пооинформировал о возможностях VR и онлайн технологий для проведения чемпионатов WSK. Основные аспекты подготовки экспертов WorldSkills Kazakhstan раскрыл в своем выступлении заместитель главного эксперта по компетенции «Ресторанный сервис» Г.П.Кныш.
Директор департамента развития движения WorldSkills НАО «Talap» С.Татибеков рассказал о проведении квалификационного экзамена в организациях ТиПО по формату WorldSkills. По его словам, демонстрационный экзамен предусматривает процедуру демонстрации и независимой экспертной оценки практических навыков, уровня знаний и умений в условиях моделирования реальных услуг и производственных процессов по требованиям (стандартам) WorldSkills. Фактически это итоговая аттестация и квалификационный экзамен нового формата. В то же время это и модель независимой оценки качества подготовки выпускников (сертификация). Основной принцип демонстрационного экзамена – испытание здесь и сейчас. Имеется соответствующая нормативная база. Разработана программа обучения. Обучены эксперты. Для проведения экзамена разработаны экспертами и утверждены задания – комплексная оценочная документация (КОД). Непосредственно сами колледжи подготовили площадки, оснастив их оборудованием и расходными материалами. С нашей стороны, как отметил выступающий, осуществлена подготовка CIS для оценки во время экзамена. Определенные корректировки внесли карантинные ограничения, тем не менее, экзамен уже состоялся в большинстве регионов. По итогам демонстрационного экзамена из 284 сдававших его студентов 266 получили Skills паспорт. 21 студент не преодолел пороговый 60-балльный уровень. Стоит отметить, что работодатели убедились в объективности этого экзамена и проявили заинтересованность в продолжении этой практики.
Спикер пригласил колледжи активнее участвовать в проведении данного экзамена, расширении перспективного начинания.
Завершая работу дискуссионной площадки, уже в качестве модератора С.Татибеков поблагодарил участников обсуждения и выразил надежду на дальнейшую совместную работу по развитию системы ТиПО и движения WorldSkills.

Справочно:
Зародившееся в 1946 году движение WorldSkills повышает стандарты профессиональной подготовки в 83 странах-участницах WorldSkills и направлено на оценку и развитие профессиональных навыков, реализацию государственной политики в сфере подготовки кадров, демонстрацию важности компетенций для экономического роста и личного успеха.
С 2014 года Казахстан является полноправным членом WorldSkills International (WSI). Национальный оператор движения WorldSkills в Казахстане — НАО «TALAP».