Posted on

В основе новых компетенций – методологические подходы

Высокую востребованность приобрела в сегодняшних условиях и тема дискуссионной площадки №4 секционного заседания республиканской августовской конференции «Методологические подходы в организации повышения квалификации педагогов системы ТиПО»

В ее работе приняли участие представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», Центра педагогического мастерства НИШ, Института гармоничного развития человек «Бөбек», Учебно-тренингового центра НАО «Talap», включая внештатных тренеров, а также председатели учебно-методических объединений, педагогические работники организаций ТиПО.
Открывая диалоговую площадку, директор департамента ТиПО Министерства образования и науки Н.Ж.Оспанова отметила особую актуальность рассматриваемой темы. По ее словам, каждому из нас пришлось в экстренном порядке изучать тонкости применения информационно-коммуникативных технологий. Модератор выразила уверенность в том, что новый учебный год педагоги начнут с новыми знаниями, новыми компетенциями.
«На этой площадке мы обсудим развитие квалификационных способностей педагогов посредством использования интерактивных, активных, интернет технологий. Это предоставит педагогам возможность использования новых подходов и инновационных технологий в учебном процессе и овладении ими необходимыми компетенциями для повышения качества преподавания и обучения», — подчеркнула также Н.Ж.Оспанова.
О предстоящей аттестации педагогов и руководителей организации ТиПО, новых подходах и требованиях рассказала руководитель Управления координации деятельности педагогов и воспитательной работы департамента ТиПО Министерства образования и науки Б.У. Биекова
Как отметила спикер, аттестация педагогов будет осуществляться не реже одного раза в пять лет, а руководителей – один раз в три года. Аттестация педагогов будет проводиться в два этапа. Сначала состоится национальное квалификационное тестирование. Это процедура, осуществляемая в целях определения уровня профессиональной компетентности педагогов, по тестам, разработанным уполномоченным органом в области образования. Его в электронном формате будет проводить Национальный центр тестирования. Национальное тестирование имеет свои особенности для педагогов системы ТиПО, соответствующая информация представлена на сайте Национального центра тестирования.
При положительном результате национального тестирования последует процедура присвоения (подтверждения) квалификационной категории, будет дана квалификационная оценка, проведено комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности.
Начиная с 5 августа принимаются заявки на сайте ustady.kz. К сегодняшнему дню 5545 педагогов выразили намерение участвовать в нем. Национальное квалификационное тестирование состоится 24-29 августа этого года.
О повышении профессиональной компетенции педагогов системы ТиПО рассказал директор Учебно-тренингового центра НАО «Talap» Н.Д.Жанайдаров.
Он отметил, что одним из стратегических направлений деятельности НАО «Talap» является создание условий для повышения качества обучения. В этих целях Учебно-тренинговый центр проводит работу в 4 направлениях: повышение квалификации преподавателей системы ТиПО в рамках выполнения государственного задания; организация дистанционных курсов повышения квалификации; оказание методологической и консультационной помощи организациям ТиПО в условиях дистанционного обучения; реализация проекта «Витрина инновационных разработок». В частности, в плане повышения квалификации в 2020 году планируется обучить 5200 педагогов и руководителей. Разработаны и утверждены 7 востребованных программ курсов повышения квалификации. В настоящее время на курсах повышения квалификации в онлайн формате обучаются 798 слушателей. Эти курсы планируется проводить до конца года.
Спикер остановился также на особенностях курсового обучения преподавателей системы ТиПО по программе «Развитие и совершенствование IT-компетенций педагогов».
В ходе выступления он поделился довольно любопытными фактами, касающимися дистанционных образовательных технологий. В условиях карантинных ограничений в связи с пандемией появилась возможность вывести дистанционное обучение на новый уровень. Дистанционное обучение обладает такими преимуществами, как массовость, демократичность и доступность образования, обеспечение на деле доступности к неограниченным образовательным ресурсам, отсутствие привязки к этапам обучении и местонахождению, возможность сочетания различных образовательных форм, непрерывного обучения на протяжении всей жизни.
Принявшая участие в дискуссионной площадке директор Центра педагогического мастерства АО «НИШ» Ж.Ж.Кабдыкаримова рассказала о совершенствовании педагогического мастерства преподавателей общеобразовательных дисциплин организации ТиПО в контексте обновления содержания образования. А руководитель проекта «Основы предпринимательства и бизнеса» НПП РК «Атамекен» Н.Е.Жулдызбаев выступил на тему «Актуальность изучения основ предпринимательства в организациях ТиПО»
Заместитель директора Института Гармоничного Развития Человека ННПООЦ «Бөбек» Г.У. Сагимбаева проинформировала об интерактивных методах, используемых в процессе дистанционного обучения.
Как отметила спикер, при переходе на дистанционное обучение важно сохранить активную парадигму освоения знаний, интерес к образованию, основанному на конструктивной совместной деятельности всех участников учебного процесса. На практике же при всех своих достоинствах нередко дистанционное обучение ориентировано на использование пассивных технологий, предполагающих одностороннее воздействие педагога, который является главным организатором учебного процесса, распределяет работу, ставит цели, контролирует действия всех обучающихся.
Дистанционное обучение продемонстрирует более высокие результаты, если будет основываться на использовании интерактивных методов педагогического взаимодействия обучающихся и педагогов.
В педагогической литературе к методам интерактивного обучения причисляют «групповые дискуссии, работу с интерактивным учебным материалом, индивидуальные или групповые консультации, общение по электронной почте, различные виды интерактивного контроля знаний (телеконференции, онлайн-тесты, групповые проекты, индивидуальные файлы с заданиями), предоставление обратной связи студентам в процессе обучения, возможности повторного обращения к учебным материалам».
Интерактивность может быть усилена и с помощью других форм взаимодействия, например, чата в режиме синхронного взаимодействия, а также прохождения тестов разнообразного содержания и направленности. Чтобы правильно организовать дистанционную деятельность обучающихся, необходимо рассмотреть основные формы и виды учебной деятельности в информационных сетях. Поскольку при интерактивной модели обучения предполагается активное общение обучающихся между собой и с преподавателем, то и в дистанционной форме такое общение должно оставаться первостепенным видом деятельности на различных этапах процесса обучения.
При использовании интернет-платформ преподаватель имеет возможность: создать классы; предоставить материал заданий для самостоятельного обучения, тексты; рекомендовать, дать ссылки на использование доступных цифровых ресурсов; предложить творческие задания, задания по проекту для учащихся; проверять работы и оценивать результат, возвращать работу с прикрепленными комментариями; организовать общение обучающихся; организовать закрепление ресурсов LearningApps и Quizlet, BookWidgets, и другие; в чате разместить ссылку на интерактивную онлайн-доску Padlet или схожие с ним приложения, которые помогут организовать коллективный мозговой штурм (даже если участники находятся на расстоянии), подготовить виртуальную выставку, плакат или стенгазету по определенной тематике; организовать сбор идей, примеров по обозначенному вопросу изучаемой темы; организовать опрос, тестирование при интеграции с платформами, позволяющими выставлять результаты опроса автоматически (Google формы).
В ходе обсуждения на диалоговой площадке состоялся не только обмен опытом работы, интересными и востребованными наработками, но также были высказаны предложения по совершенствованию тех или иных направлений в методологической работе.