Posted on

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательных технологий

Тема дискуссионной площадки № 3 «Дистанционные технологии в системе ТиПО: новые вызовы» секционного заседания республиканской августовской конференции педагогов по-особенному перекликается с нынешней непростой санитарно-эпидемиологической ситуацией в связи с пандемией коронавируса.

Открывая диалоговую площадку, директор департамента ТиПО Министерства образования и науки Н.Ж.Оспанова подчеркнула особую актуальность рассматриваемой темы. Пандемия стала настоящим стресс-тестом для системы образования, в том числе технического и профессионального обучения. В то же время приобретен уникальный опыт, который должен работать на повышение качества, доступности образования, а также на развитие передовых дистанционных образовательных технологий. Сложившаяся ситуация позволила оценить инфраструктуру, определить узкие места, сделать практические выводы, переосмыслить многие подходы, оценить будущие вызовы.
Практика работы в новых условиях выявила ряд важных проблем. Спикер выразила надежду на то, что озвученные в ходе обсуждения наработки, предложения будут способствовать решению некоторой части этих проблем.

Выступившая на дискуссионной площадке директор Карагандинского технико-строительного колледжа С.К. Балабекова поделилась опытом работы по организации учебного процесса при дистанционном обучении для лиц с особыми образовательными потребностями.
В возглавляемом ею учебном заведении обучаются 714 студентов. Из них 91 – с особыми образовательными потребностями, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха и речи, а также с легкой умственной отсталостью. С внедрением дистанционного обучения в режиме онлайн учебный год в инклюзивных группах осуществлялся современными прикладными программами. Обучение студентов с особыми образовательными потребностями с сохранностью интеллекта осуществлялось на платформе MOODLE с использованием таких его ресурсов и инструментов, как чат, форум, тест, опрос, обратная связь, гиперссылка и другие. Студенты справились, адаптировались. Были дополнительные консультации, но в целом работа шла как у обычных студентов.
С переходом на дистанционное обучение встал вопрос о том, как осуществлять образовательный процесс в спецгруппах. Была создана рабочая группа и приняты следующие решения. Согласовали с областным управлением образования вопрос дополнительных недельных каникул для студентов спецгрупп. В течение этой недели педагоги должны отработать рабочие тетради по дисциплинам/модулям с учетом индивидуальных особенностей каждого студента, в двух форматах – бумажном и электронном. Кроме того, необходимо подготовить видеоуроки и мастер-классы с сурдопереводом, провести видеоконференцию с родителями, анкетирование и обучение их использованию ИКТ в учебном процессе, а также подготовить психологические тренинги для снятия психоэмоционального напряжения для студентов, их родителей и педагогов.
Спикер отметила, в частности, также задачи на предстоящий учебный год для совершенствования учебного процесс при дистанционном обучении для студентов спецгрупп. Это – пополнение внутренних обучающих ресурсов для студентов с особыми образовательными потребностями, создание аудиокниг по специальным дисциплинам/модулям, адаптация прикладных программ для усвоения знаний и навыков для лиц с особыми образовательными потребностями в учебном процессе, составить индивидуальный маршрут на период дистанционного обучения и проведение мониторинга результатов обучения, продолжить совместную работу с родителями для создания максимально доступного и эффективного образовательного пространства, разрабатывать и эффективно применять современные инклюзивные психолого-педагогические технологии для адресной работы со студентами, родителями и педагогами.
Стоит отметить, что директор департамента ТиПО министерства Н.Ж.Оспанова, являвшаяся модератором тематической площадки, назвала бесценным опыт данного колледжа по обучению лиц с особыми образовательными потребностями и призвала активно распространять его.
О современных трендах технического образования в эпоху цифровизации рассказал Б.Ж. Шарипов, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, академик МАИН, иностранный академик РАЕН, директор Центра образования инноваций и smart обучения Международного университета информационных технологий.
Как бы вводя в тему, он процитировал утверждение американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера: «Безграмотным в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Основные тенденции современного образования, как отметил спикер, — это непрерывность образования, внедрение цифровых технологий, переход к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению, изменение взаимодействия педагога и обучаемого, способность к самоопределению.
Эксперт, в частности,остановился на основных трендах в современном образовании, которых 10: активно использовать методы и наработки из сферы науки и труда, конструктивистский подход к современному образованию, управление знаниями, создание системы подготовки качества образования, персонализация образования, Smart-общество и Smart-обучение, ранний интеллектуальный труд, поиски модели качества образования, система непрерывного образования, кадры для развития образования при дистанционном обучении. Раскрывая суть трендов, эксперт обращался к конкретным примерам из собственной практики.

Перед участниками дискуссионной площадки выступили руководители и преподаватели ряда колледжей, делая акценты на разных аспектах дистанционного обучения, таких, как создание коллаборативной среды педагогов-единомышленников для эффективной организации учебного процесса при дистанционном обучении, использование возможностей программы Camtasia Studio для создания видеозанятий, развитие и совершенствование IT-компетенций педагогов и другие.
Как точно подметила модератор дискуссионной площадки, в настоящее время происходит формирование новой информационной среды обитания человека, а понятие информационная культура становится одним из самых ключевых для современного педагога. Возникает острая необходимость поиска принципиально новых направлений в методике обучения. В частности, внесены соответствующие дополнения в нормативно-правовые акты, разработаны необходимые методические рекомендации, создан единый каталог цифровых ресурсов, проводится работа и по другим направлениям.
И, безуcловно, проведение данной тематической площадки также станет заметным вкладом в пополнение столь ценной сегодня ресурсной базы дистанционного обучения.