Posted on

Дуальное обучение: необходимо масштабирование

Тематическую площадку № 2 «Дуальное обучение: подходы – инновации – перспективы» секционного заседания республиканской августовской конференции педагогических работников открыла директор департамента ТиПО Министерства образования и науки Н.Ж.Оспанова. Учитывая сохраняющуюся непростую санитарно-эпидемиологическую ситуацию, она рассказала об особенностях начала нового учебного года в системе ТиПО, готовности к нему.
Заместитель директора департамента ТиПО Министерства образования и науки Е.Г.Жунусов проинформировал об основных направлениях развития профессионально-технического образования.

О реализации дуального обучения в новом учебном году рассказала руководитель управления партнерства и навыков департамента ТиПО Министерства образования инауки К.М. Алгазинова.
Как отметила руководитель управления, дуальное обучение в Казахстане реализуется с 2012 года. За эти годы количество организаций ТиПО увеличилось почти в три раза. Количество же предприятий, где проходят практику наши студенты, увеличилось в 2,5 раза. Охват студентов дуальным обучением остается низким — 19 процентов. Можно сказать, заключила спикер, что масштабирование дуального обучения не произошло.
Министерство в целях развития дуального обучения проанализировало сложившуюся ситуацию. Согласно статистике Национальной палаты предпринимателей, в Казахстане около 88 процентов предприятий – это предприятия малого и среднего бизнеса. Для них основными причинами низкой активности в дуальном обучении являются расходы на спецодежду, расходные материалы для практических занятий, на оплату труда наставников, обеспечение безопасности практикантов на производстве. Для того чтобы решить эти проблемы, Министерство разработало проект методики подушевого финансирования. В нем учтено возмещение предприятиям расходов на оплату труда наставника, на спецодежду, на расходные материалы, страхование студентов. В связи с этим вносятся изменения в приказы, правила проведения дуального обучения, в типовые договора.
Особое внимание уделяентся безопасности студентов на предприятиях. Поэтому отдельной строкой идет вопрос обеспечения техники безопасности . Для этого предусмортрено страхование студентов, проведение курсов по технике безопасности и промышленной безопасности.
Развитие дуального обучения имеет положительные стороны для организаций ТиПО и предприятий. При дуальном обучении колледжи снижают расходы на приобретение, обновление дорогостоящего оборудования. Студенты проходят практику и будут востребованы на рынке труда, вырастет процент их трудоустройства. Предприятия же получат именно те кадры, которые им необходимы, с нужными для их производства навыками и компетенциями. И все это повлияет на повышение качества подготовки кадров. Министерством образования создана правовая база. Понятие дуального обучения внесено в Трудовой кодекс, Закон об образовании обязывает не менее 60 процентов производственного обучения и профессиональной практики проводить на производстве. В государственном общеобязательном стандарте образования предусмотрено изменение до 80 процентов содержания при дуальном обучении.
По словам спикера, министерство готово к масштабированию дуального обучения. Слово – за бизнесом.
Интересным и логичным продолжением диалога стало выступление заместителя директора департамента «Развитие человеческого капитала» Национальной палаты предпринимателей Казахстана Л.Ж.Шонаевой на тему «Реализация дуального обучения глазами работодателя».
По ее словам, Национальная палата предпринимателе понимает, что в дуальном обучении ведущую роль играют работодатели. Учитывая опыт европейских стран в развитии профессионального образования, именно дуального обучения, роль представителей работодателей, а это торгово-промышленные палаты, союзы ремесленников, палаты предпримателей, именно они играют основную роль в части координации системы взаимосвязей между предприятиями и колледжами. Неслучайно в 2014 году, буквально со дня основания, представители палаты сели с МОН за стол переговоров для того, чтобы обозначить, как будет внедряться схема дуального обучения. Была разработана Дорожная карта «Внедрение дуального обучения». Определили колледжи, которые в пилотном режиме работали по дуальному обучению, по проектам «Самрук Казына» и РНМЦ. На тот момент был 221 колледж, который начал внедрять элементы дуального обучения. И в 2014 году было заключено 522 соответствующих договора по обучению на рабочем месте. Сегодня таких договоров 35 482. Это неплохо, но недостаточно.
Спикер предложила провести изучение, промежуточный анализ, оценочную рамку внедрения дуального обучения в колледжах. Ключевой проблемой является отсутствие сегодня такой оценочной рамки внедрения дуального обучения в колледжах на системной основе. Существуют и проблемы правового плана. Существующие правила дуального обучения регулируют эти вопросы главным образом для коллеждей, но не для предприятий. Между тем, к примеру, в Германии эти отношения четко регулируются федеративными законами.
На дискуссионной площадке были озвучены и другие точки зрения на данный актуальный вопрос, требующий самого пристального внимания и продвижения. Тем более что в Казахстане имеется уже наработанный серьезный опыт. Им, в частности, поделились член правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» П.И. Беклемишев, рассказавший о дуальном обучении в машиностроительной отрасли, председатель Правления АО «Кентауский трансформаторный завод» Х.Б. Кожабаев, поделившийся наблюдениями о внедрении дуального обучения в компании «Alageum Electric», и другие.
Участники дискуссионной площадки ознакомились и с зарубежным опытом. О нем рассказали директор Представительства Фонда имени Конрада Аденауэра в Казахстане Томас Хельм, выступивший на тему «Аспекты успешной реализации дуального обучения», главный эксперт Европейского Фонда образования Кристин Хемшемайер («Мониторинг дуального обучения»), директор Огрского техникума Ильзе Бранте («Латвийский опыт внедрения обучения студентов в профессиональном образовании на основе рабочей среды»).
По итогам обсуждения подготовлены соответствующие рекомендации.