Стратегический план развития некоммерческого акционерного общества «Talap» на 2020-2025 годы

Введение

Стратегический план развития некоммерческого акционерного общества «Talap» (далее – Общество) — стратегический документ, который определяет миссию, стратегические направления, цели и задачи Общества.

На формирование стратегических целей Общества оказали влияние следующие национальные инициативы: предвыборная платформа Президента Республики Казахстан К.К. Токаева «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс», План действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге», Поручение Первого Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по созданию Программы «Жас маман», данное на торжественной церемонии открытия Года молодежи 23 января 2019 года, Послания Главы государства К.К. Токаева народу Казахстана «Сындарлы қоғамдық диалог — Қазақстанның тұрақтылығы мен өркендеуінің негізі» от 2 сентября 2019 года, «Жаңа жағдайдағы Қазақстан:                  іс-қимыл кезеңі» от 1 сентября 2020 года, Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636, Государственная программа «Цифровой «Казахстан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827, Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988, Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2020-2024 годы, Дорожная карта по реализации мероприятий Года молодежи, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2019 года № 27, а также другие государственные программы и документы, которые предусматривают обеспечение преемственности и непрерывности обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.

Раздел 1. Миссия и видение

Миссия: всестороннее содействие процессам развития и модернизации ТиПО как системы, обеспечивающей качественную подготовку кадров в соответствии с потребностями экономики страны.

Видение: Лидирующая организация, содействующая созданию условий для эффективного развития ТиПО Казахстана, предоставляющая методологические, организационные и тренинговые услуги основным ключевым участникам ТиПО страны, осуществляющая плодотворное сотрудничество с международным сообществом.

 

Раздел 2. Анализ текущей ситуации и управление рисками

2.1. Анализ внутренней среды

Предшественник НАО «Talap» — НАО «Холдинг «Кәсіпқор» был создан в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан                               от 7 июля 2011 года №777 со штатной численностью на 289 единиц.                               № 979 Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года НАО «Холдинг «Кәсіпқор» был переименован на НАО «Talap».

Единственным акционером Общества является Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2011 года № 1751 утверждена первая Стратегия развития НАО «Холдинг «Кәсіпқор» на 2012 – 2021 годы, которая была направлена на создание и развитие сети колледжей мирового уровня и межрегиональных профцентров по подготовке профессионалов, обладающих передовыми знаниями и высококвалифицированными навыками практической работы. Данную задачу Глава Государства поставил 17 апреля 2011 года в ходе выступления на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан. Планировалось, что в сеть НАО «Холдинг «Кәсіпқор» войдут 2 новых колледжа в городах Астана, Алматы, 4 межрегиональных центра в городах Атырау, Усть-Каменогорск, Экибастуз и Шымкент, 10 партнерских колледжей из числа государственных организаций ТиПО.

Однако, в результате приостановления финансирования и секвестирования бюджета задачи, поставленные в Стратегии развития                  НАО «Холдинг «Кәсіпқор» на 2012 – 2021 годы были изменены и деятельность Общества была направлена на методологическое обеспечение развития действующей системы ТиПО. Деятельность Общества осуществлялась по следующим направлениям:

1. Обновление содержания образовательного процесса ТиПО

За 2012-2019 годы Обществом разработано 89 новых образовательных программ, актуализировано 276 действующих типовых учебных планов и программ с привлечением зарубежных и казахстанских экспертов. Структура и содержание планов и программ разработаны с учетом модульно-компетентностного подхода и стандартов WorldSkills. Новые образовательные программы используются в 343 колледжах страны. Для оказания методической помощи при внедрении данных планов и программ Обществом разработаны методические рекомендации.

За 2016-2017 годы Обществом переведено 500 наименований зарубежной учебной литературы для системы ТиПО, которые способствовали снижению дефицита учебной литературы по специальным дисциплинам, в том числе на государственном языке. По состоянию на 01.09.2019 года 6655 экземпляров учебников переданы в 237 колледжей. Колледжам обеспечен всеобщий доступ к переведенной учебной литературе на сайте Общества. Кроме того, 2017-2018 году разработано 200 учебных пособий по 40 специальностям.

Общество оказывало методическое сопровождение процессу внедрения прикладного бакалавриата в систему ТиПО. Идея прикладного бакалавриата в полной мере соответствует задачам государственной политики в сфере образования — усилить прикладной компонент как в организациях ТиПО, так и в высших учебных заведениях.

Изучен и апробирован международный опыт внедрения прикладного бакалавриата, создана методика разработки образовательной программы прикладного бакалавриата, совместно с организациями ТиПО разработаны  модульные учебные планы и образовательные программы прикладного бакалавриата. Программы прикладного бакалавриата внедрены в 46 колледжах по 40 специальностям в режиме эксперимента.

Приняты меры по обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на обучение по образовательным программам ТиПО. Обществом разработаны методические рекомендации, специальные программы и типовые учебные программы, которые способствуют решению вопросов социализации в обществе лиц с ограниченными возможностями.

Для реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» Обществом разработаны программы обучения незанятой молодежи английскому языку, основам предпринимательской деятельности и компьютерной грамотности.

Для проведения сертификации и присвоения квалификации выпускникам ТиПО по 45 образовательным программам Обществом сформированы комплексы теоретических и практических тестовых заданий.

2. Повышение качества преподавания ТиПО

В целях повышения качества преподавания в системе ТиПО Обществом организованы и проведены в регионах курсы повышения квалификации педагогов организаций ТиПО. За 2012-2019 годы 19750 педагогических работников прошли обучение, их них 18850 человек прошли за счет бюджетных средств. Курсы проводились по актуальным темам, охватывающим вопросы организации модульно-компетентностного подхода, кредитной технологии обучения и IT-технологий, инклюзивного обучения, критериального оценивания. Обученные педагоги и тренеры содействуют реализации модульно-компетентностного подхода, внедрению новых образовательных программ, образовательных программ прикладного бакалавриата, образовательных программ для лиц с особыми образовательными потребностями, преподаванию специальных дисциплин на английском языке и стандартов WorldSkills при подготовке специалистов системы ТиПО.

За 2012-2019 годы 1360 руководителей колледжей прошли курсы повышения квалификации по вопросам эффективного управления организацией ТиПО, в том числе в 2017 году 300 руководителей прошли курсы по системе менеджмента качества в образовании на основе международного стандарта ISO 9001.

3. Повышение престижа и эффективности ТиПО

На сегодня во всем мире WorldSkills является одним из основных инструментов, направленным на популяризацию рабочих профессий и развитие профессионального мастерства.

WSI принял НАО «Talap» в качестве организации-члена, осуществляющего деятельность по развитию движения WorldSkills в Казахстане.

Согласно приказу Министра образования и науки № 261 от 24 июня 2020 года НАО «Talap» определен Национальным оператором (проектным офисом) WorldSkills Kazakhstan.

За 5 лет развития движения в Казахстане проведены 81 региональных и 5 республиканских чемпионатов WorldSkills Kazakhstan.

В 2015 году проведен первый Республиканский чемпионат по 7 компетенциям, также сборная Казахстана приняла участие в мировом чемпионате в г.Сан-Паоло (Бразилия) по 6 компетенциям: 50 место из 55 стран.

В 2016 г. проведен Республиканский чемпионат по 15 компетенциям и организовано участие национальной сборной в чемпионате EuroSkills в г. Гётеборг (Швеция) по 5 компетенциям: 24 место из 28 стран.

В 2017 г. проведен Республиканский чемпионат по 30 компетенциям. В мировом чемпионате WorldSkills Abu-Dhabi 2017 (ОАЭ) национальная сборная приняла участие по 23 компетенциям: 24 место из 57 стран.

В 2018 г. проведен Республиканский чемпионат по 30 компетенциям. Национальная сборная страны приняла участие в чемпионате в Euroskills Budapest 2018 по 23 компетенциям: 10 место из 28 стран.

В 2019 г. проведен V Республиканский чемпионат по 38 компетенциям. Организовано участие национальной сборной в мировом чемпионате  по 31 основной компетенции, по 3 компетенциям JuniorSkills и 2 компетенциям WorldSkills HiTech. По итогам чемпионата сборная Казахстана заняла 14-ое место в общекомандном зачете среди 62 стран-участниц и завоевала 1 медальон отличия и 2 медали (серебряная и бронзовая по компетенциям JuniorSkills).

Казахстан стал полноправным участником Туринского процесса в 2010 году в результате подписания Декларации о намерениях сотрудничества между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Европейским фондом образования в сфере профессионального образования и обучения. С 2017 года Общество проводит анализ политики и оценку прогресса достигнутых результатов. Основными ключевыми направлениями участия Казахстана в Туринском процессе являются: анализ основных индикаторов ТиПО, мониторинг прогресса на основе индикаторов, разработка политики, оценка и распространение примеров передовой практики, активное вовлечение всех групп заинтересованных сторон, разработка методологических инструментов.

Европейским фондом образования (ЕФО) обучены сотрудники Общества в качестве экспертов по проведению мониторинга системы ТиПО, организации аналитической работы, форм и методов исследования.

4. Развитие действующих учебных заведений ТиПО по востребованным и инновационным направлениям экономики

С 2013 года ТОО «Высший колледж APEC PetroTechnic» в городе Атырау (APEC PetroТechnic) ведет подготовку кадров по модели зарубежного партнера SAIT Polytechnic. Для подготовки кадров Обществом разработаны 12 образовательных программ для нефтегазовой отрасли, по шести из них ведется обучение в APEC PetroТechnic. Обучение ведется на английском языке. С 2015 года  APEC PetroТechnic совместно с Атырауским институтом нефти и газа приступил к разработке пилотного проекта по внедрению прикладного бакалавриата по специальностям нефтегазовой отрасли. На базе APEC PetroТechnic создан Индустриальный совет, который осуществляет прямую связь академического процесса с реальным производством.

Для выявления лучших практик и проблемных вопросов в деятельности организаций ТиПО Общество с 2017 года проводит рейтинг колледжей РК. Результаты рейтинга служат основой принятия управленческих решений, направленных на повышение качества системы образования страны.

С 2019 года Обществом ведется работа по реализации проекта «Жас маман», который направлен на модернизацию материально-технической базы 180 колледжей и 20 вузов и внедрение международного опыта подготовки квалифицированных кадров по 100 наиболее востребованным профессиям.

Анализ внешней среды

Общество в своей деятельности руководствуется международными документами, ратифицированными Казахстаном, а также основными государственными стратегическими документами, государственными программами и планами.

Основным международным документом, который определяет мировые векторы развития являются Цели устойчивого развития Организации объединенных наций. Цели устойчивого развития — это 17 целей и 169 задач, которые все государства-члены ООН согласились достичь к 2030 году. Целью номер четыре является качественное образование, в том числе задачи, касающиеся ТиПО:

— обеспечить для всех женщин и мужчин равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию, в том числе университетскому образованию;

— существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими навыками, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью;

— ликвидировать гендерное неравенство в сфере образования и обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения, в том числе инвалидов, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении.

В декабре 2012 года представлена Стратегия «Казахстан-2050», в рамках которой обозначена задача по изменению направленности и акцентов учебных планов среднего образования и включению в них программ по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации.

В феврале 2018 года утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, где основными задачами для системы ТиПО являются: внедрение обновленных образовательных программ, учитывающих международные требования WorldSkills, робототехники, цифровых навыков, внедрение новой модели повышения квалификации инженерно-педагогических кадров, предусматривающей практическую ориентированность и развитие профессионально-личностного потенциала. Кроме того, данные задачи обозначены в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы и в Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2020-2024 годы как приоритетные направления.

Состояние и показатели системы ТиПО.

По данным управлений образования в 2019 году функционировало 778 учебных заведений ТиПО (без учета республиканских колледжей), из них 441 государственных (56,7%), 337 частных (43,3%). По сравнению с 2016 годом сеть учебных заведений ТиПО снизилась с 795 на 778 (на 2%, -17 единиц).

Общий контингент обучающихся в 2019 году составил 424 584 человек, из них по госзаказу 279 246 (66%). По сравнению с 2016 годом контингент уменьшился на 16 895 человек.

Подготовка кадров в ТиПО ведется по 263 специальностям и 745 квалификациям. За последние десять лет в Классификатор специальностей и квалификаций ТиПО введены специальности прикладного бакалавриата.

В 2019-2020 учебном году наибольший контингент по профилям:

Профиль кол-во доля, %
1 «Медицина, фармацевтика» 62110 13%
2 «Образование» 52153 11%
3 «Сервис, экономика и управление» 40698 8,6%
Источник: Управления образования областей и гг Нур-Султан, Алматы, Шымкент 
По профилю «Медицина, фармацевтика» 41% (11 109) контингента обучается в г. Шымкент, 18,3% (12 320) в г. Алматы, 17% (8 279) в Туркестанской области.
По профилю «Образование» обучается 17% (5 552) в Алматинской, 14,5% (5 045) в Карагандинской и 14% (4 977) в Восточно-Казахстанской областях.
По профилю «Сервис, экономика и управление» 24% (6 151) в г. Нур-Султан, 20% (13 192) г. Алматы и 15% (4 795) в Алматинской области.

В 2019-2020 учебному году в 518 колледжах страны (гос.колледжи-352, негос.колледжи-163) 15,8% (44211) студентов, обучающиеся по госзаказу были охвачены дуальным обучением. Отмечается низкая доля трудоустройства выпускников, обученных по дуальному обучению. Например, в Жамбылской — 50% и Кызылординской области — 61,5%.

Обществом проводится работа по развитию потенциала педагогических работников ТиПО. В 2019-2020 учебном году численность педагогических работников колледжей республики составила 41 559 чел. Доля педагогов высшей и первой категории составляет 46%. Наибольшая доля педагогов без категории в государственных колледжах отмечается в г. Алматы (44%),            г. Нур-Султан (40%), Туркестанской области (36%). За последние 3 года прошли повышение квалификации более 15 тыс. педагогических работников системы ТиПО.

С 2014 года Казахстан является полноправным членом международного движения WorldSkills International (WSI). В 2016 году Казахстан стал членом движения WorldSkills Europe (WSE), а в 2019 году вступил в WorldSkills Asia (WSA).

Присоединение Казахстана к международному движению WorldSkills стало основой для пересмотра национальной системы подготовки кадров ТиПО в соответствии с новыми требованиями. Проводятся чемпионаты на региональном и республиканском уровне, организуется участие Казахстана в международных чемпионатах WorldSkills. Это позволило изучить актуальные мировые тренды в подготовке по рабочим профессиям, а также оценить конкурентоспособность отечественной системы ТиПО.

На сегодня со стороны Правительства РК оказывается поддержка, ежегодно увеличивается объем финансирования для развития движения WorldSkills в Казахстане. Создан  Попечительский совет WorldSkills Kazakhstan как консультативно-совещательный орган при Правительстве РК. Одним из задач является вовлечение бизнеса в движение WorldSkills.

1.3 Анализ сильных и слабых сторон в деятельности Общества

В результате анализа внутренней и внешней среды выявлены сильные и слабые стороны Общества, а также существующие возможности и угрозы, которые представлены в таблице ниже.

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. НАО «Talap» является единственной организацией, сопровождающей деятельность Министерства образования и науки Республики Казахстан по развитию и модернизации ТиПО.
  2. Сформированный имидж как методологического центра ТиПО среди организаций ТиПО, МИО, государственных органов и зарубежных организаций.
  3. Наличие результатов и показателей, демонстрирующих вклад в развитие системы ТиПО.
  4. Штат квалифицированных сотрудников, с опытом работы в системе ТиПО, в том числе по разработке учебных планов и программ, обученных анализу и мониторингу системы ТиПО.
  5. Опыт проведения систематизированных и практикоориентированных курсов повышения квалификации педагогических работников.
  6. Статус национального оператора WorldSkills Kazakhstan, опыт организации и проведения республиканских чемпионатов, участия в международных чемпионатах WorldSkills.
  1. Слабое освещение и понимание результатов деятельности НАО «Talap» в профессиональном сообществе.
  2. Недостаток профессиональных человеческих и финансовых ресурсов для расширения круга анализируемых вопросов и углубленного изучения проблемных зон системы ТиПО.
  3. Отсутствие механизма по вовлечению организаций ТиПО, работодателей и других стейкхолдеров в процессы и деятельность НАО «Talap» по развитию системы ТиПО.
  4. Не предусмотрены ресурсы для профессионального развития работников НАО «Talap» на системной основе.
  5. Финансовая зависимость от государственной поддержки
  6. Слабая реализация всех стадий проектного менеджмента: анализа целесообразности идей, апробации, мониторинга и контроля эффективности результатов.

7.    Недостаточный уровень анализа развития движения WorldSkills Kazakhstan. 8.    Низкий уровень развития экспертного сообщества WorldSkills Kazakhstan.

Возможности

Угрозы

  1. Сформированный штат работников, имеющих опыт работы в колледжах, хорошо знающих особенности функционирования ТиПО, готовых работать по новым направлениям развития системы ТиПО, в том числе для реализации прикладных и фундаментальных исследований по актуальным вопросам ТиПО.
  2. Возможность наращивать потенциал в качестве дискуссионной площадки, объединяющей заинтересованные стороны ТиПО, выступать связующим звеном между государственными органами, колледжами, населением и работодателями, в том числе зарубежных стран и международных организаций.
  3. Потенциал для разработки, внедрения и анализа пилотных проектов в области ТиПО.
  4. Формирование экосистемы ТиПО с использованием инструментов WorldSkills и расширение движения WorldSkills по различным направлениям
  5. Выход на конкурентный рынок, коммерциализация деятельности.
  1. Изменение наименования требует времени для узнаваемости бренда, в том числе предыдущих достижений НАО «Холдинг «Кәсіпқор».
  2. Передача функций НАО «Talap» в конкурентную среду или сокращение государственного финансирования может негативно повлиять на процесс формирования политики в сфере ТиПО, в том числе на качество и эффективность реализуемых проектов образовательные программы, повышение квалификации, аналитические исследования)
  3. Низкая вовлеченность основных стейкхолдеров в диалог по вопросам развития ТиПО.
  4. Отсутствие прикладных исследований по вопросам ТиПО создает угрозу краткосрочности эффекта от реализуемых проектов. Без долгосрочного видения и планов возможна бессистемность принятия решений.
  5. Прекращение или снижение финансирования движения WorldSkills Kazakhstan.
  6. Низкий уровень заинтересованности

стейкхолдеров в развитии движения WorldSkills Kazakhstan.

 

1.3 Управление рисками

№ п/п Возможные угрозы Реагирование компании в случае наступления риска
1 При внедрении кредитно-модульной технологии возможна низкая адаптация как преподавателей, так и студентов к данной технологии НАО «Талап» будет вести активную работу по обучению ИПР, по обмену опытом работы и трансляции опыта по внедрению кредитно-модульной технологии в колледжах страны
2 Снижение уровня качества преподавания и обучения Проведение курсов повышения квалификации с применением в процессе курсового обучения современных технологий, форм и методик обучения
3 Одним из возможных угроз данного стратегического направления является отсутствие поддержки со стороны стейкхолдеров, в том числе финансовой для развития проекта WorldSkills в Казахстане НАО «Talap» будет активно работать со всеми стейкхолдерами: Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, спонсорами проекта, управлениями образования всех регионов, а также городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент с целью развития движения WorldSkills в Казахстане и его продвижения. Будет проведена усиленная работа по поиску и привлечению потенциальных партнеров и вовлечению бизнес среды (работодателей) в движение WorldSkills Kazakhstan. Также будет распространена информация о значимости для нашей страны WorldSkills, о необходимости поддержки всех стейкхолдеров для качественного проведения мероприятий, в том числе путем публикации на сайте национального оператора WorldSkills Kazakhstan.
4 Передача исследования «Туринский процесс в Казахстане» в конкурентную среду НАО «Талап» будет продолжать проводить исследование на высоком уровне с широким участием заинтересованных сторон.

 

Раздел 3. Приоритетные направления развития

1 приоритетное направление «Содействие повышению профессионального уровня педагогических работников системы ТиПО»

В целях развития профессиональных компетенций педагогических работников и руководителей организаций ТиПО и их потенциала будут продолжены курсы повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы ТиПО, которые направлены на совершенствование методики и технологий преподавания (кейс-стади, интерактивные и проектные методы и другие). Педагогические работники будут проходить обучение не только в аудиторной, но и в дистанционной (онлайн) формах.

Будет продолжена работа по организации курсов повышения квалификации в области менеджмента для руководителей организаций ТиПО, в том числе за счет внебюджетных средств.

Будут проведены курсы переподготовки по вопросам методики преподавания и обучения, педагогики и психологии для специалистов и работников предприятий, привлекаемых в качестве преподавателей и мастеров к учебно-воспитательному процессу в организациях ТиПО или в качестве наставников на предприятиях при прохождении студентами производственной практики.

Будет продолжена работа по оказанию посткурсового сопровождения, в том числе по внедрению новых образовательных программ, инновационных технологий обучения и преподавания совместно с учебно-методическими объединениями и кабинетами. Для совершенствования качества курсовой подготовки будет проводиться мониторинг курсового обучения.

Будет налажена связь с вузами и колледжами, ведущими подготовку по педагогическим специальностям с целью синхронизации направлений подготовки.

В целях поддержки педагогических идей, инициатив и проектов будет продолжена работа по реализации проекта «Витрина инновационно-методических разработок в области преподавания и обучения».

Меры:

— организация и проведение курсов повышения квалификации   педагогических работников и руководителей системы ТиПО в соответствии с международными требованиями.

— организация и проведение конкурсов и других мероприятий для повышения имиджа педагогических работников.

2 приоритетное направление «Содействие в модернизации содержания ТиПО»

Будет продолжена работа по обеспечению учебно-методического обновления содержания ТиПО, в том числе по оказанию содействия внедрения программ, основанных на модульно-компетентном подходе, учитывающих международные требования WorldSkills и работодателей (профстандартов) в системе ТиПО и будут разрабатываться учебные и учебно-методические пособия по новым специальностям и квалификациям. Данная работа будет проведена совместно с учебно-методическими объединениями по профилям.

Развитие системы ТиПО Казахстана, а также внедрение новых инструментов и методик невозможно без предварительных исследований, которые определят необходимость изменений, сроки реализаций, целевые группы, ожидаемый эффект на участников образовательной системы. С этой целью Общество будет проводить как собственные исследования, так и участвовать в проектных научных и прикладных исследованиях в области образования. Для этого Обществу необходимо получить свидетельство об аккредитации субъектов научной деятельности и принимать участие в конкурсах научно-исследовательских проектов в области обновления содержания профессионального образования, в научных программах Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, касающихся проблем образования XXI века, в частности в ТиПО. На основе результатов исследований будут выработаны рекомендации для реализации дальнейших шагов по совершенствованию качества образования.

По прогнозам международных экспертов, 40% из того, что изучают студенты сегодня, будет неактуально уже через 10 лет. В условиях конкурентной борьбы для адекватного реагирования на нужды современного мира колледжам необходимо иметь академическую самостоятельность при реализации своей образовательной деятельности. Системе ТиПО требуется большая гибкость, нацеленность на генерацию колледжами новых знаний, восприимчивость к инновациям и способность их вовремя воспроизводить. Колледжи в новой конкурентной среде должны самостоятельно формировать свою академическую политику. В связи с этим, Обществом предусмотрено методическое и методологическое сопровождение поэтапного процесса перехода колледжей к академической самостоятельности ведению учебного процесса через:

— содействие в совершенствовании единых рамочных требований к образовательным программам в рамках ГОСО;

— выработку рекомендаций по разработке и реализации гибких образовательных программ;

— повсеместное внедрение и мониторинг применения модульно-компетентностного подхода;

— применение профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills.

В целях формирования единой информационной среды учета образовательных программ будет действовать Реестр образовательных программ ТиПО. Ведением данного реестра будет заниматься Общество.

Общество будет вести работу по созданию условий для внедрения и развития индивидуальной образовательной траектории для обучающихся, которая позволит учитывать индивидуальные особенности обучающихся и предоставит каждому возможность максимально раскрыть потенциал и способности.

Для обеспечения преемственности ТиПО с высшим образованием колледжи страны перейдут на кредитно-модульную технологию обучения, с учетом адаптации методологии Европейской системы зачетных единиц по результатам обучения (ECVET). Перенос зачетных единиц по результатам обучения повысит академическую и трудовую мобильность, обеспечит возможность переноса квалификации и (или) компетенций из одного контекста обучения в другой (формальный – неформальный), с одного уровня образования и обучения – на другой (техническое и профессиональное – послесреднее – высшее).

Кредитно-модульная система организации учебного процесса предусматривает: модульную структуру образовательной программы; использование кредитов по результатам обучения для оценки трудоемкости; использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний; участие студента в формировании индивидуального учебного плана; увеличение доли самообучения в образовательном процессе. В связи с этим Обществом будет оказываться методическая поддержка и содействие по постепенному внедрению кредитно-модульной технологии обучения во всех организациях ТиПО.

Меры:

— создание реестра образовательных программ ТиПО;

— разработка учебных пособий по актуализированным типовым учебным планам и программам для системы ТиПО;

— внедрение кредитной технологии обучения.

3 приоритетное направление «Повышение престижа рабочих профессий путем развития движения WorldSkills в Казахстане»

НАО «Talap» как национальный оператор (проектный офис) движения Worldskills Kazakhstan продолжит работу по повышению престижа рабочих профессий среди молодежи с использованием инструментов WorldSkills.

НАО «Talap» будет содействовать развитию региональной сети движения WorldSkills Kazakhstan, а также проводить мониторинг проведения региональных чемпионатов WorldSkills Kazakhstan.

При поддержке Правительства Республики Казахстан и Министерства образования и науки Республики Казахстан и иных стейкхолдеров НАО «Talap» ежегодно будет вестись работа по проведению Республиканского чемпионата WorldSkills Kazakhstan и формированию национальной сборной страны для участия в международных чемпионатах (WorldSkills International, WorldSkills Europe, WorldSkills Asia и др.).

Для поддержания членства Республики Казахстан в международных организациях будет продолжена работа по взаимодействию с WorldSkills International, WorldSkills Europe, WorldSkills Asia и другими зарубежными организациями.

С целью популяризации рабочих профессий НАО «Talap» будет содействовать развитию юниорского движения ZhasSkills и распространять истории успешных конкурсантов чемпионатов WolrdSkills путем публикаций на портале www.worldskills.kz и в социальных сетях.

Национальным оператором (проектным офисом) WorldSkills Kazakhstan при взаимодействии с Попечительским советом WorldSkills Kazakhstan (при Правительстве Республики Казахстан) будет вестись работа по вовлечению бизнес-среды (работодателей) в движение и развитие системы проведения корпоративных/отраслевых чемпионатов WorldSkills: HI-Tech Skills, Аgroskills, FutureSkills, DigitalSkills, и др. Ожидается, что бизнес (работодатели) будет проявлять заинтересованность в продвижении бренда WorldSkills и привлечении конкурсантов для дальнейшего трудоустройства.

Для качественной подготовки национальной сборной страны для участия в международных чемпионатах WorldSkills будут организованы тренировочные лагеря, в том числе в центрах компетенций, созданных по проекту «Жас Маман». Будет осуществлена системная работа по подготовке конкурсантов в условиях, приближенных к чемпионатным для оттачивания профессиональных навыков по каждой компетенции.

Одним из важных факторов при подготовке кадров в организациях ТиПО является наличие экспертного сообщества, владеющего навыками на уровне, соответствующим требованиям (стандартам) WorldSkills. Для формирования пула экспертов WorldSkills Kazakhstan будут разработаны эффективные инструменты отбора, проработаны вопросы сертификации, систематического обучения экспертов стандартам WorldSkills, системе CIS, техническому английскому языку. Для развития экспертного сообщества будет использоваться «каскадный метод обучения» по трансляции лучших практик и повышения квалификации педагогических кадров системы ТиПО.

НАО «Talap» будет продолжать работу по оказанию консультационно-методологической помощи по внедрению требований (стандартов) WorldSkills в учебный процесс для разработки рабочих учебных программ, проведения профориентации, курсового обучения педагогов, оценки результатов учебных достижений студентов/выпускников (демонстрационный экзамен), в том числе путем выработки рекомендаций организациям ТиПО.

НАО «Talap» будет оказывать поддержку колледжам по организации и проведению демонстрационного экзамена с учетом требований (стандартов) WorldSkills для комплексной оценки практических навыков студентов/выпускников путем методического сопровождения процесса оценивания. После успешной сдачи демонстрационного экзамена студенты/выпускники получат Skills-паспорт, а работодатели информацию о профессиональном уровне будущих молодых специалистов.

Для обеспечения системного подхода в развитии движения Worldskills будет проведена работа по взаимодействию с созданными центрами компетенциями при колледжах (в том числе по проекту «Жас Маман»). Будет проработан вопрос по присвоению колледжам статуса «Центра компетенций WorldSkills». Для этого Центры будут проходить оценку национального оператора на соответствие требованиям WorldSkills. Центры в рамках развития WorldSkills будут средой, где формируются «институты партнерства» организаций ТиПО с казахстанскими и зарубежными работодателями, экспертами профессиональных сообществ.

В перспективе центры могут стать международными тренировочными лагерями, где на возмездной основе будет организована подготовка конкурсантов и экспертов стран-членов WorldSkills для участия в чемпионатах.

 Меры:

— Мониторинг проведения региональных чемпионатов WorldSkills Kazakhstan;

— организация и проведение Республиканского чемпионата и участие в международных конкурсах профмастерства WorldSkills;

— организация работы по подготовке конкурсантов и экспертов Национальной сборной Казахстана в тренировочных лагерях для участия в международных чемпионатах по стандартам WorldSkills. Создание Проектного офиса WorldSkills;

— оказание содействия в проведении демонстрационных экзаменов с учетом требований (стандартов) WorldSkills.

4 приоритетное направление «Внедрение и развитие актуальных инструментов модернизации в системе ТиПО в том числе на основе международного опыта»

При большом количестве организаций ТиПО в Казахстане необходимо создание «точек роста» в каждом регионе по приоритетным направлениям экономики и рынка труда и это будет осуществляться в рамках проекта «Жас маман». Обществом будет приняты меры по оснащению современным учебно-производственным оборудованием 180 колледжей по наиболее востребованным профессиям (специальностям) ТиПО, по выстраиванию образовательного процесса по международным стандартам, подготовке педагогического состава к внедрению передовых методик и инструментов обучения.

В целях поддержки талантливой молодежи, популяризации рабочих квалификаций и лучших студентов организаций ТиПО будет продолжена работа по реализации проекта «Топ-100 студентов колледжей Республики Казахстан».

Будет продолжена работа по проведению исследования «Туринский процесс в Казахстане» в сотрудничестве с Европейским фондом образования. Туринский процесс должен стать диалоговой площадкой, связующей все заинтересованные стороны, и инструментом для изучения, разработки и реализации задач повышения качества ТиПО для достижения уровня международных стандартов.

Результаты странового доклада по Туринскому процессу будут использоваться для выработки политики развития профессионального образования Республики Казахстан.

Будет продолжена работа по проведению рейтинга колледжей по собственной разработанной методике ранжирования организаций ТиПО.

Цель рейтинга — оценка деятельности колледжей Казахстана и создание дополнительного инструмента мотивации для повышения качества предоставляемых образовательных услуг ТиПО. Мониторинг и оценка будут проводиться по основным показателям деятельности колледжей: качество деятельности организаций ТиПО, качественный состав профессиональных кадров, контингент студентов, взаимодействие с бизнес-сообществом, участие в проектах WorldSkills и другим.

 Рейтинг будет способствовать конкуренции среди учебных заведений ТиПО. Для государственных органов, управлений образования система рейтинговых показателей будет служить основой принятия управленческих решений, направленных на повышение качества системы образования страны.

Кроме того, Обществом будет оказано содействие по созданию автоматизированной системы управления образовательным процессом организаций ТиПО.

Меры:

— оказание содействия в модернизации организаций ТиПО в рамках проекта «Жас маман»;

— создание и функционирование центра профессиональной ориентации и карьеры;

— организация и проведение мероприятий по проекту «Топ-100 студентов колледжей Республики Казахстан»;

— проведение рейтинга колледжей республики.

— организация и проведение мероприятий по созданию автоматизированной системы управления образовательным процессом организаций ТиПО.

5 приоритетное направление «Трансляция опыта передовых колледжей на колледжи республики»

Будет продолжена работа по трансляции образовательной модели Высшего колледжа «APEC PetroTechnic». В результате колледжи республики будут иметь актуальные учебные программы, современную методику обучения и оценки, налаженную систему сотрудничества с работодателями, будут перенимать опыт работы по обучению студентов на английском языке, опыт работы функционирования Индустриального совета.

Меры:

— проведение мероприятий по обобщению опыта Высшего колледжа «APEC Petrotechnic».

6 приоритетное направление «Развитие потенциала сотрудников»

Для эффективного роста работников и реализации стратегии Общества необходимо развитие компетенций сотрудников всех уровней. Общество будет вести работу по управлению потенциалом работников, выращиванию лидеров внутри организации, по наставничеству, а также развивать вопросы профессионального, личностного роста и корпоративной культуры.

Будет внедрена система KPI и поощрения по результатам деятельности работников.

Меры:

— создание условий для эффективного профессионального роста работников Общества.

 

Приложение 1

Стратегические направления и ключевые показатели деятельности Общества

1 приоритетное направление

«Содействие повышению профессионального уровня педагогических работников системы ТиПО»

№ п/п Ключевые показатели Ед. изм Источник информации 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Ответственные исполнители Источник финансирования

1

Количество слушателей, прошедших курсы повышения квалификации педагогов организаций ТиППО шт Отчетная информация

5200

5200

5200

5200

5200

5200

Учебно-тренинговый центр РБ

2

Количество слушателей, прошедшие курсы повышения квалификации педагогов в дистанционном формате шт Отчетная информация

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Учебно-тренинговый центр

2 приоритетное направление «Содействие в модернизации содержания ТиПО»

№ п/п Ключевые показатели Ед. изм Источник информации 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Ответственные исполнители Источник финансирования

1

Доля образовательных программ (ТиПО), разработанных на основе международных требований

%

Отчетная информация

100

100

Департамент обновления содержания ТиППО

2

Количество разработанных учебных пособий для системы ТиППО

шт

Учебные пособия для системы ТиППО

150

150

150

150

150

Департамент обновления содержания ТиППО

РБ

3 приоритетное направление

«Повышение престижа рабочих профессий путем развития движения WorldSkills в Казахстане»

№ п/п Ключевые показатели Ед. изм Источник информации 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Ответственные исполнители Источник финансирования

1

Доля государственных колледжей технического и технологического профиля, проводящих демонстрационные экзамены с учетом стандартов WorldSkills % Отчетная информация

10

20

40

60

80

100

Департамент развития движения WorldSkills МИО

2

Количество компетенций Республиканского чемпионата WorldSkills шт Отчетная информация

30

30

30

30

30

30

Департамент развития движения WorldSkills РБ

3

Количество обученных и сертифицированных экспертов WorldSkills Kazakhstan чел. Отчетная информация

510

510

510

510

510

510

Департамент развития движения WorldSkills РБ

4

Количество компетенций, по которым сборная Казахстана принимает участие в международных конкурсах профмастерства WorldSkills шт Отчетная информация

30

30

30

30

30

30

Департамент развития движения WorldSkills РБ

4 приоритетное направление

«Внедрение и развитие актуальных инструментов модернизации

в системе ТиПО в том числе на основе международного опыта»

№ п/п Ключевые показатели Ед. изм Источник информации 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Ответственные исполнители Источник финансирования

1

Количество оснащенных современной материально-технической базой колледжей в рамках проекта «Жас маман» ед Отчетная информация

80

100

Департамент координации проектов и партнерства РБ

2

Количество колледжей, охваченных автоматизированной системы управления образовательным процессом организаций ТиПО автоматизированная система Автоматизиро-ванная система 180 250 300 350 400 Департамент стратегического планирования, анализа и IT- обеспечения Не требуется

3

Количество колледжей, принявших участие в рейтинге ед Отчетная информация

100

150

200

250

300

350

Департамент стратегического планирования, анализа и IT- обеспечения Не требуется

5 приоритетное направление «Трансляция опыта передовых колледжей на колледжи республики»

№ п/п Ключевые показатели Ед. изм Источник информации 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Ответственные исполнители Источник финансирования

1

Количество онлайн семинаров / вебинаров на темы: 1. «Ведение учебно-методической документации преподавателя»: * специфика составление рабочего учебного плана по специальности; * методическая рекомендация по составлению модульной образовательной программы по специальностям; * методическая рекомендация по критериальному оцениванию  и методике ее применения в учебном процессе и составление академического расписания (TBLT, BOPPPS); * методическая рекомендация по выполнению индивидуальных проектов; * методическая рекомендация по разработке онлайн тестов. 2.  «Индустриальный совет, как инструмент участия работодателя в формировании содержания учебного процесса»: структура Индустриального совета; структура технических комитетов; функии и обязанности членов Индустриального совета и технических комитетов; 3. «Дуальное обучение»:  нормативно-правовое оформление; формирование индивидуального плана обучения; обеспечение допуска на производство; организация обучения на рабочем месте; ед

1

3

3

3

3

3

2

Количество мастер – классов преподавателей колледжа ед 1 3 3 3 3 3

3

Количество проведенных тренингов школы педагогического мастерства ед

4

Количество педагогических чтений / конференций ед 1 1 1 1 1 1

5

«Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по совершенствованию педагогического мастерства: 1. «Применение методики ТВLТ для преподавателей языковедов», 2.  «Применение модели ВОРРРS для преподавания специальных дисциплин (модулей)», где они ознакомятся: — методика планирования урока по модели BOPPPS; — развитие практических навыков и умений по применению модели BOPPPS при планировании урока; 3. Развитие навыков критериального оценивания (суммативное, формативное, накопительная система) 4. Ведение электронного классного журнала системы электронного обучения  Moodle 5. Курс «»ISW»» — педагогическое мастерство 6. Курс «»TTT»» — подготовка наставников» ед 15 30 30 30 30 30

6

«Стажерская площадка: Данный курс организуется  для преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин и английского языка колледжей, в целях совершенствования языка обучения  и овладения современной методикой и зарубежной практики преподавания. Продолжительность курса — 4 месяцев; Программа курса состоит из 3 частей: 1. Теоретическая часть — Языковая подготовка для преподавателей технической программы с базовым знанием английского языка с продолжительностью обучения — 3 месяцев; Программа включает уровни английского языка SPCH / COMN -151, 152,153; Для преподавателей английского языка  продолжительность курса составляет — 2 месяца; Программа включает уровни SPCH / COMN 152,153; 2. Методическая  часть — Курс педагогического мастерства, который  включает теоретические и практические разделы по введению в технологии: А) «Введение в технологию BOPPPS» для преподавателей технических  дисциплин; В) «Введение в технологию TBLT» для преподавателей английского  языка; Проводится в виде семинара-тренинга, с проведением по завершению  курса мини-уроков; Продолжительность – 2 недели; 3. Практическая часть – Стажировка преподавателей под руководством Наставника (преподавателей  APEC PetroTechnic).  Преподаватели  участвуют в  реальном учебном процессе колледжа; Продолжительность курса – 2 недели; Тренерами курса являются преподаватели APEC PetroTechnic с международным сертификатом FDW (Facilitator Development Workshop), прошедшие полную программу стажировки у зарубежного партнера.» ед 1 1 1 1 1